19:05 16 лютого 2015 р.
Фото: socportal.info
Відео: «Телевізійна служба новин» каналу «1+1»
Координатор спільноти «Інформаційний Спротив» вважає: «Подальше утримання позицій в Дебальцевому й південніше нього на сьогоднішній день може мати сенс винятково зі зовнішньополітичної точки зору – не більше того».
Експерт Центру військово-політичних досліджень і координатор спільноти «Інформаційний Спротив», підполковник Костянтин Машовець, повідомив у сьогоднішній публікації «Вата» будет продолжать долбиться в Дебальцево, чего бы это ей не стоило, – координатор «ИС» (наводимо мовою оригіналу, оскільки не всі ідіоматичні вислови в ньому піддаються перекладу):
«Итак, несмотря на ранее понесённые потери и в связи с премьерным показом спектакля «Путин начинает и выигрывает» на подмостках в Минске, ватное командование всё-таки решило «дожать» Дебальцево и в конце концов доложить начальству в Кремль, что всё путём, можно ударится в Мельпомену... Тем более, что на этот раз вместо сбродных «психов» и местных недалёких «шахтёров» на подмогу прислали вполне себе натасканных и опытных «псов войны» из самой Пахомии... из состава «армии будущего», овеянной контрактным принципом комплектования...
Кроме того, факторами способствующими проведению очередного «рывка на окружение» вато-подразделениями были:
– Сознательный отказ украинского командования от введения в бой за Дебальцевский плацдарм своих сколь-нибудь значительных тактических резервов... Решение хотя и тяжёлое с тактической стороны, но с оперативно-стратегической точки зрения весьма обоснованное.
– Неспособность теми силами и средствами, которые были сосредоточены на плацдарме, после предыдущих ожесточённых боёв удерживать фланговые позиции плацдарма из-за значительного снижения уровня их боеспособности. Уже в силу того, что они тоже понесли довольно ощутимые потери в этих боях.
В этой связи, проблемой стало не просто организация и проведения контр-атак по вклинившимся бандам орков, а просто – удержание своих рубежей. Восстановление боеспособности группировки на плацдарме было весьма затруднено в силу ряда причин и осуществлялось весьма медленно и неудовлетворительно. Основной причиной было перманентно нарастающее огневое воздействие противника не только по передовым позициям войск, их боевым порядкам, но и по коммуникациям и пунктам управления группировкой на плацдарме.
– Продолжающийся бардак с взаимодействием и управлением теми силами и средствами, кои находились на плацдарме и представляли собой фактически разнородную группировку самых разнообразных подразделений. От линейных тактических групп ВСУ, до добровольческих формирований с «виртуальным управлением по Фейс-буку» из Нацгвардии, МВД и т.д.
Все они продолжали каждый гнуть в свою сторону. В отдельных случаях стойкое и скрытое управление подразделениями со стороны вышестоящих командных инстанций было потеряно.
Фактически взаимодействие было организовано на уровне взвода-роты путём личных контактов командиров соответствующего уровня, об уровне выше – речь можно было вести исключительно лишь в отдельных случаях. Управление, наведение и корректировка огня поддерживающей артиллерии так же не всегда были устойчивыми и в большинстве случаев осуществлялось с разным уровнем запаздывания.
– Кроме того, после предыдущих боёв вата получила весьма значительное подкрепление и сумела провести довольно значительное усиление своих сил и средств именно на фланговых участках плацдарма. Причём сделала это весьма быстро, скрытно и успешно из-за фактически отсутствия будь-какого воздействия со стороны украинских войск. Нанесение отдельных огневых ударов украинской артиллерией по местам сосредоточения и рубежам разворачивания в боевые порядки ватных орд носило скорее эпизодический, нежели регулярный характер и не могло существенно затруднить вато-командованию проведение комплекса подготовительных мероприятий к очередной серии атак на плацдарм.
– Не смотря на понесённые ранее потери, отдельным подразделениям ваты удалось не просто выйти на весьма удобные для дальнейшего продвижения рубежи, а и удержать их. Тем более, что украинские подразделения даже не пытались за редким исключением их контратаковать. Посему, во многих случаях вата получила превосходные исходные рубежи для организации и проведения дальнейших атак.
– Ну и невозможность украинским командованием провести сколь-нибудь значительную скрытую перегруппировку сил и средств, а так же переброску резервов на усиления подразделений сосредоточенных на плацдарме из-за переноса «войны» фактически в интернет. Где толпы волонтёров, «командиров добровольческих формирований», советников и помощников силовых министров и прочих «обеспокоенных граждан» просто он-лайн отслеживали любые шаги и решения украинского командования.
Более того, все эти категории граждан пытались и продолжают пытаться управлять подразделениями путём «общественного давления» на военное командование. Организовать и провести какую-нибудь вменяемую, тем более скрытную подготовку к контр-атаке в условиях этой информационной вакханалии просто не представлялось возможным.
– Кроме того, следует признать, что морально-психологическое состояние личного состава целого ряда подразделений, который испытывал на себе в течении многих дней мощное огневой воздействие противника, не получая сколь-нибудь значительного подкрепления, оставляло желать лучшего. В ходе боёв наряду с примерами высокого профессионализма, мужества и героизма большинства личного состава подразделений, были и случаи немотивированного оставления своих позиций, отхода без приказа, оставления врагу боевой техники и вооружения в исправном состоянии, или их сознательного и намеренного выведения из строя из-за нежелания участвовать в боях.
ОДНАКО, СЛЕДУЕТ ЗАМЕТИТЬ, ЧТО ДАЖЕ В ТАКИХ БЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ СЕБЯ УСЛОВИЯХ ПРОТИВНИК СУМЕЛ ДОБИТЬСЯ ЛИШЬ ЧАСТИЧНОГО УСПЕХА.
События развивались следующим образом.
1. Сосредоточив восточнее дороги Нижне Лозовое – Новогригоровка, южнее Санжаровки ударную тактическую группу (как минимум из 2-х БТГ), усиленную артиллерией, вата, учтя «ошибки прошлого» сразу в лоб на позиции украинских войск не попёрла, решив действовать более хитро... Сначала, используя разрывы между узлами обороны украинских подразделений (которые занимали здесь оборону в весьма разрежанных боевых порядках) и резко пересечённый характер местности, целый ряд ДРГ противника, не вступая в прямой огневой контакт с украинскими подразделениями, скрытно вышли к Нижне Лозовому и дороге Дебальцево – Артёмовск в районе посёлка Логвиново.
После чего, используя фактор внезапности неожиданно атаковали украинские подразделения, занимавшие позиции на этом участке. Как с тыла, так и с флангов. В результате чего, им удалось занять данные населённые пункты, а украинским подразделениям пришлось с боем прорываться частично на север, частично отходить к Новогригоровке.
2. В это же время противник начал активные действия в районе Чернухино, пытаясь оттянуть часть сил и средств украинской группировки от места прорыва. Кроме того, в это же время в район Калиновки со стороны Горловки вата стала выдвигать дополнительные силы и средства пытаясь это делать скрытно (как минимум 1 БТГ вышла на этот участок), готовясь нанести ещё один удар, на этот раз с запада на восток, на встречу вышедшим к Логвиново подразделениям ваты.
3. Именно в этот момент, как только стало известно о выходе передовых групп ваты к дороге Артёмовск – Дебальцево, пока их численность была незначительной и они располагали весьма ограниченными силами и средствами для организации полноценной обороны необходимо было их контр-атаковать, что бы отбросить за дорогу Нижне Лозовое – Новогригоровка.
Однако, этого не произошло, в силу ряда причин.
– украинское командование, судя по всему, просто не имело достоверной информации о характере и размерах сил противника прорвавшихся к дороге
– кроме того, для организации и проведения контр-атаки необходимы были собственные соответствующие свежие резервные силы и средства, их просто не было на этом участке (почему? это уже другой вопрос...), подтверждением чему стали 1,5 суток необходимых украинскому командованию, что бы подтянуть и сосредоточить для этого соответствующую тактическую группу с севера.
– отходящие с этого участка подразделения, атакованные как с фронта так и тыла фактически потеряли боеспособность и потому не могли оказать противнику эффективного сопротивления, замедлив его продвижение непосредственно к самой дороге.
4. Не надо быть выдающимся полководцем типа «Семёна Семенченко», что бы понять, что будет дальше. Правильно, противник заминировав участок дороги который он занимал, и отошёл непосредственно в село Логвиново, закрепился там и получил усиление в виде бронетехники подошедшей к посёлку с востока.
Однако, этим он не ограничился. Основные силы сосредоточенной на этом участке тактической группы ваты, даже пару раз накрытые украинской артиллерией, всё-таки сумели выйти на господствующие высоты восточнее Логвиново и таким образом «подпёрли» свою авангардную группу в самом посёлке. Кроме того, совсем скоро, оказалось, что и в Нижне Лозовом появилась ватная бронегруппа и пехота противника, которые надо понимать выполняли роль флангового прикрытия для барбосов засевших в Логвиново.
Фактически, в этот момент вате оставалось ударить со стороны Калиновки на Логвиново и можно было бы приступать непосредственно к организации внешнего и внутреннего рубежей окружения. Украинских подразделений. которые могли бы этому помешать практически не было на данном участке.
Этого в реальности не произошло. Вместо этого вата уже начала волать на всех углах «о котле»...
Дело в том, что ватокомандование опоздало с сосредоточением Калиновской тактической группы. Она в силу своей растянутости просто не могла в тот момент быстро перейти в атаку. А вводить её по частям в бой – означало резко повысить вероятность её разгрома, ибо для выхода к Логвинову необходимо было ещё прорваться через позиции украинских подразделений которые оборонялись восточнее Калиновки.
По сути, вато-командёры оказались в такой же ситуации как и украинское командование. Прощёлкав момент и потеряв время...
5. В конце концов, ударная группа украинских войск с бору по сосенке южнее Луганского была сосредоточена и вскоре начала пробиваться на юг и юго-восток. Сопровождалось это весьма интенсивным применением артиллерии по позициям ваты как в районе Нижнего Лозового, так и непосредственно в Логвиново.
Именно в этот момент вато-командЁров осенило, что дальнейшее удержание самого Логвиново значительными силами может «дорого стоить» передовую тактическую группу просто перемолотять артиллерией и на этом всё окружение закончится не успев начаться... Посему вместе с отходом из Логвиново основной части удерживающей до этого его группы, вата решила организовать несколько «отвлекающих» ударов.
Результаты одного из них сегодня стали широко известны в ю-тубе... Кроме того, вата весьма значительно усилила нажим с востока на само Дебальцево, стремясь не допустить удара украинских подразделений с юга на Логвиново.
6. Неспешная и методична манера пробиваться к Дебальцево, продемонстрированная украинской северной тактической группой, способствовала по сути приостановлению отхода ваты на восток. И действительно, расширить влево удар на Логвиново она не могла, вынужденная задержаться на выбивание ваты из Нижнего Лозового (ну или по крайней мере, его обхода с боем), а лобовые атаки на само Логвиново ни к чему вменяемому не приводили (и не могли по определению привести)
Фактически, вата решила закрепится на промежуточном рубеже восточнее Логвиново, простреливая его и дорогу рядом с ним насквозь с высот. Кроме того, основные силы ватной тактической группы здесь сосредоточенной через сутки решили снова «выйти к дороге» (надо понимать Калиновская группа в этот момент заканчивала сосредоточение). К вчерашнему вечеру правда. она так и не сподобилась на массированную атаку, ограничившись несколькими попытками ударить «в стыки», впрочем накрытые украинской артиллерией... В результате этого, перед самым началом переговоров в Минске, восточнее Логвиново столкнулись главные силы обеих тактических групп противника, разгорелся встречный бой с массированным применением обеими сторонами бронетехники и артиллерии.
Бой закончился фактически в ничью. Но несколько моментов обращают на себя внимание:
– Украинская сторона получила возможность проталкивать к Дебальцево отдельные транспортные единицы по Артёмовской дороге и временами даже на Новогригоровку. Однако все такого рода затеи вынуждена осуществлять в условиях плотного и массированного огневого воздействия противника (вата может прицельно долбить по шляху вплоть до самого «креста» в Дебальцево).
– Вата, хотя и отошла из Логвиново и частично от Нижне Лозового, однако имеет все возможности осуществлять огневой контроль за этой узкой полосой территории. И всё потому, что в своё время украинские подразделения отошли с высот восточнее Логвиново, с которых открывается «чудесный» вид на практически большую часть всего Дебальцевского плацдарма.
– Пока, попытки продвигаться на юг к Дебальцево сколь-либо значительными силами от Луганского фактически заканчиваются массированным прицельным огнём ваты по ним. Впрочем так же, как и попытки занять само Логвиново, которое по большому счёту ныне пребывает в неком статусе «нейтрального» (его занятие без выбивание ваты с высот восточнее его просто бессмысленно).
– Ко всему прочему вата периодически «спускается с гор» (имеется ввиду с высот) и небольшими мобильными группами, усиленными бронетехникой совершает «набеги» на обе дороги западнее высот. Не всегда правда это для ваты заканчивается удачно, но несколько раз они «сходили в долину» результативно.
Общая ситуация.
– Дальнейшее удержание позиций в Дебальцево и южнее него, на сегодняшний день может иметь смысл исключительно с внешнеполитической точки зрения – не более того.
– Не надо быть Клаузевицем, что бы понять простую вещь, вата будет продолжать долбится в Дебальцево (чего бы это ей не стоило). И его дальнейшее удержание имеет смысл если вы готовы и имеете возможность её тут методично перемалывать. Если же вы бережёте резервы и вовсе не собираетесь их тратить на эти Дебальцевские «чтения», то необходимо разнести местный ж\д узел на атомы и выйти из этого капкана...
– Я не вдаюсь во внутриполитическое значение этого сражения, оно итак понятно, но замечу – повторение «иловайской истории» скажется весьма отрицательно на этом факторе...
– Война – это искусство возможного, расширение границ собственных возможностей в войне и есть смыслом искусства полководца. Если вы действуете исключительно в рамках возможного, предоставляемого вам противником – вы проиграете...
– И да, любая война, которая не ведёт к миру – заканчивается поражением...».
Костянтин Машовець опублікував це на своїй сторінці в інтернет-мережі «Facebook» і на сайті групи «Інформаційний Спротив».